К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ, СТРУКТУРЕ ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПТ»

To`liq ma`lumot

Annotatsiyalar


  • Русский

    В данной статье рассматривается вопрос о понятии концепта. Концепты рассматриваются в культурологическом, лингвистическом, психологическом, философскомидругихаспектах, предлагается большое количество их интерпретаций, классификаций иметодовисследования.

    Понятие«концепт»составляетосновукогнитологииилингвокультурологии.Но,несмотрянаширокоераспространениетермина «концепт»какв зарубежной, такив отечественной лингвистикенасегодняшнийденьне существует его единоготолкования. Сущность концепта определяется его мыслительной когнитивной природой, представляющей собой результат отражения действительности сознанием. Содержание концепта намного шире и глубже лексического значения слова, так как включает не только актуальные для сознания смысловые компоненты, но и информацию, отражающую общую информационную базу человека, его энциклопедические знания о предмете или явлении, которые могут и не обнаруживаться в его речи.

    Kalit so'z: #лингвокультурология #концепт #фрейм #концептосфера #когнитивный термин #лингвокогнитивное #психолингвистическое #лингвокультурное #культурно-национальные представления человека о мире

  • Ўзбек

    Ushbu maqolada konsept tushunchasi masalasi muhokama qilinadi. Konseptlar madaniy, lingvistik, psixologik, falsafiy va boshqa jihatlarda ko‘rib chiqiladi, ularning ko‘plab talqinlari, tasniflari va tadqiqot usullari taklif etiladi.

    "Konsept" tushunchasi kognitologiya va lingvokulturologiyaning asosini tashkil qiladi. Ammo, xorijiy va mahalliy tilshunoslikda "konsept" atamasi keng qo‘llanilishiga qaramay, hozirda uning yagona talqini mavjud emas. Konseptning mohiyati uning aqliy kognitiv tabiati bilan belgilanadi, bu haqiqatni ong bilan aks ettirish natijasidir. Konseptning mazmuni so‘zning leksik ma’nosiga qaraganda ancha kengroq va chuqurroqdir, chunki u nafaqat ongga tegishli semantik komponentlarni, balki insonning umumiy axborot bazasini, uning nutqida topilmasligi mumkin bo‘lgan mavzu yoki hodisa haqidagi ensiklopedik bilimlarini aks ettiruvchi ma’lumotlarni ham o‘z ichiga oladi.

    Kalit so'z: #лингвокультурология #концепт #фрейм #концептосфера #когнитивный термин #лингвокогнитивное #психолингвистическое #лингвокультурное #культурно-национальные представления человека о мире

  • English

    This article discusses the question of the concept of the concept. Concepts are considered in cultural, linguistic, psychological, philosophical and other aspects, a large number of their interpretations, classifications and research methods are proposed.

    The concept of "concept" forms the basis of cognitology and linguoculturology. But, despite the widespread use of the term "concept" in both foreign and domestic linguistics, there is currently no single interpretation of it. The essence of the concept is determined by its mental cognitive nature, which is the result of reflection of reality by consciousness. The content of the concept is much broader and deeper than the lexical meaning of the word, since it includes not only semantic components relevant to consciousness, but also information reflecting the general information base of a person, his encyclopedic knowledge about a subject or phenomenon that may not be found in his speech.

    Kalit so'z: #лингвокультурология #концепт #фрейм #концептосфера #когнитивный термин #лингвокогнитивное #психолингвистическое #лингвокультурное #культурно-национальные представления человека о мире

Hujjatni onlayn ko'rish


Kutilmoqda

Foydalanilgan adabiyotlar


Havola nomi

1

1. Кубрякова, Е.С.Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. / Под общей ред. Е.С. Кубряковой. - М.: МГУ, 1996.-245 с(Kubryakova, E.S. A concise dictionary of cognitive terms / Kubryakova E.S., Demyankov V.Z., Pankrats Yu.G., Luzina L.G. / Under the general editorship of E.S. Kubryakova. - M.: MSU, 1996.-245 p.)

2

2. Колесов, В.В. Язык и ментальность /В.В. Колесов. - СПб.: «Петербургское востоковедение», 2004. - 240с.(Kolesov, V.V. Language and mentality / V.V. Kolesov. - St. Petersburg: "Petersburg Oriental Studies", 2004. - 240s.)

3

3. Карасик В.И.Языковой круг: личность, концепты. Дискурс. М.: Гнозис, 2004. С. 75.(Karasik V.I.Language circle: personality, concepts. Discourse. M.: Gnosis, 2004. p. 75)

4

4. Аскольдов С.А.Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. M.: Academia, 1997. С. 269.(Askold S.A.Concept and word // Russian literature. From the theory of literature to the structure of the text. Anthology / under the general editorship of V. P. Neroznak. M.: Academia, 1997. p. 269.)

5

5. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин. - М.: Academia, 2000-С.10.(Slyshkin, G.G. From text to symbol: linguistic and cultural concepts of precedent texts in consciousness and discourse / G.G. Slyshkin. - M.: Academia, 2000-p.10.)

6

6. Фрумкина Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога // Научно-техническая информация. 1992. Сер. 2. № 3.(Frumkina R.M. Conceptual analysis from the point of view of a linguist and psychologist // Scientific and technical information. 1992. Ser. 2. No. 3.)

7

7. Попова З.Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2006. С. 24.(Popova Z.D., Sternin I. A. Semantic and cognitive analysis of language. Voronezh, 2006. p. 24.)

8

8. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. – М., 2004, с. 40. (Stepanov Yu.S. Constants. Dictionary of Russian Culture. – M., 2004, p. 40)

9

9. Бахрамова М.М. Концепт «женщина» в лингвокульторологическом аспекте// сборник научно-практической международной конференции. 20.05.2022 г. Фергана, 2022-г. научно-исследовательскаямеждународнаяконференция, С.177–180. (Bakhramova M.M. The concept of "woman" in the linguocultological aspect// collection of scientific and practical international conference. 20.05.2022 Ferghana, 2022-International Research Conference, pp.177-180)

10

10. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. – М., 2001, с. 4. (Maslova V.A. Cognitive linguistics. – M., 2001, p. 4)

11

11. Шведова Н.Ю. К определению концепта как предмета языкознания // Языковая личность: текст, словарь, образ мира. К 70–летию чл.-корр. РАН Юрия Николаевича Караулова: Сб. статей. – М., 2006., с.508. ( Shvedova N.Yu. On the definition of the concept as a subject of linguistics // Language personality: text, dictionary, image of the world. To the 70th anniversary of chl.-corr. RAS Yuri Nikolaevich Karaulov: Collection of articles. – M., 2006., p.508)

12

12. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М., 1990. С. 384.(Linguistic encyclopedic dictionary / edited by V. N. Yartseva. M., 1990. p. 384.)

13

13. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. С. 96, 215.(Telia V.N. Russian phraseology. Semantic, pragmatic and linguoculturological aspects. M., 1996. pp. 96, 215.)

14

14. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М.: «Академическийпроект», 2001. С. 43.(Stepanov Yu.S. Constants: dictionary of Russian culture. M.: "Academic project", 2001. p. 43.)

15

15. Умарова Н., Бахрамова М. Исследованиеконцептакакмногомерногоментальногообразования. // Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. -VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 Scientific Journal Impact Factor SJIF 2022: 5.947 Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7, 2022-с. 171-177. (Umarova N., Bahramova M. The study of the concept as a multidimensional mental education.// Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. --VOLUME 2 | ISSUE 6 ISSN 2181-1784 Scientific Journal Impact Factor JIK 2022: 5.947 Advanced Science Index Factor AGE Factor = 1.7, 2022-pp. 171-177)

16

16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)16. Таштемирова З.С. Бахрамова М.М.// Языковая картина мира как объект лингвистического исследования в лингвокультурологии. 3-Ренессанс.innovative educational natural and social sciences, 2022.С.548-553. (Tashtemirova Z.S. Bahramova M.M.// The linguistic picture of the world as an object of linguistic research in linguoculturology. 3-Renaissance.innovative educational natural and social sciences, 2022.pp.548-553.)

17

17. Umarova N, Bakhramova M. The study of the concept as a unit of cognitive linguistics// Modern journal of Social Sciences and Humanties. -ISSN: 2795-4846 VOL.4(2022), 2022.с.66-69. (Умарова Н. , Бахрамова М.Изучение концепта как единицы когнитивной лингвистики // Современный журнал социальных наук и гуманитарных наук. -ISSN : 2795-4846 ТОМ 4(2022), 2022.с.66-69)

18

18. Bakhramova M.//Concept and universal gender stereotypes. IJDIAS international journal of discoveries and innovations in applied sciences. -e-issn:2792-3983 2 issue 4, 2022. с.75. (Bakhramov M.//Concept and universal gender stereotypes. IDEAS international journal of discoveries and innovations in applied sciences. -e-issn:2792-3983 2 issue 4, 2022.p.75)

Ko'rishlar soni: 1223
Nashr soni: 2022-6
Nashr sanasi: 15-12-2022
UzSCI tizimida yaratilgan sana: 23-01-2023